Александр Дюма написал невероятное количество книг. Какие-то из них были откровенной халтурой, какие-то уже забыты. К тому же исторические факты он, как мы знаем, перевирал и говорил, что история — это гвоздь, на который он вешает свои картины. Еще я с огорчением вижу, как часто он использовал в своих книгах "образ врага" — будь то иезуит или масон.
Но для меня Дюма со всеми его многочисленными недостатками все равно остается невероятно привлекательным и любимым.
Во-первых, сам он был настоящим литературным персонажем — пылким, взбалмошным, влюбчивым, добродушным, веселым. Он был переполнен жизнью — с его бесконечными любовными романами, бьющим через край гостеприимством, любовью к кулинарии, страстью к путешествиям. Этому огромному кудрявому ребенку можно многое простить.
А еще он написал "Графа Монте-Кристо" — книгу о том, как жизнь поступает с благородными людьми, и о том, как человека может сжигать жажда мщения. Он создал ситуацию, которая каждому из нас когда-нибудь да приходила в голову — а что, если бы я мог все или почти все? Как бы я расправился с врагами, как бы отплатил за то, что сделали со мной, с моими близкими, с нашей жизнью?
Согласитесь, очень актуальная ситуация?
В "Графе Монте-Кристо" я люблю каждую страницу. И ту часть, где счастливый Эдмон строит планы на будущее, которым не суждено сбыться. И описание невыносимого отчаяния человека, лишенного свободы, любви и, главное, надежды. И рассказ о том, как узник добивается свободы. Да, я знаю, что в жизни так не бывает. Если тебя выбрасывают зашитым в мешок в море (потому что "море было кладбищем замка Иф"), то ты не выберешься оттуда. Но даже сейчас, когда я пишу эти строки, мне кажется, я чувствую тот запах моря, который ощутил Эдмон Дантес, когда тюремщики выносили его из замка, и то невероятное ощущение свободы, испытанное им в море.
Я люблю подробное описание того, как Эдмон — нет, уже граф Монте-Кристо — начинает сплетать свои сети, — один из первых, но далеко не последний рассказ о мести, которую лучше подавать холодной. И как же много всегда говорили моему сердцу те сцены, где граф не наказывает зло, а помогает добру.
И как меня всегда "цепляют" главы, где видно, как Монте-Кристо пресытился своей местью и понял, что зашел слишком далеко. Из всех негодяев, погубивших Эдмона Дантеса, Данглар — самый подлый. Фернан обезумел от любви, Кадрус оказался слабым прихлебателем. Прокурор Вильфор объяснял себе, что защищает закон, хотя на самом деле его заботила собственная карьера и безопасность. А вот Данглар — завистливый вор и интриган — был главным двигателем интриги, он все придумал, он написал донос на невинного Эдмона, он его погубил.
И как раз Данглара граф Монте-Кристо отпускает, хотя изначально планировал заморить его голодом в отместку за голодную смерть собственного отца. И это сразу переносит всю фантастическую историю о всесильном мстителе в новое измерение, делает сюжет намного более глубоким.
И еще одна вещь, из-за которой "Граф Монте-Кристо" всегда будет одной из самых моих любимых книг. Монте-Кристо мог просто помочь Валентине де Вильфор и Максимилиану Морелю соединиться. Мог организовать их бегство. Вместо этого он разыграл мрачный спектакль, довел молодого влюбленного до полного отчаяния и только после этого вернул ему девушку. Дикая фантазия, но за ней скрывался урок, крайне важный для графа Монте-Кристо и для Александра Дюма.
"Ждать и надеяться" — вот что повторял аббат Фариа, воспитывавший в камере молодого Эдмона. "Ждать и надеяться" — говорил граф Монте-Кристо Максимилиану Морелю. Это же он говорит сегодня и нам. И какими бы фантастическими ни были его приключения, урок касается нас всех. Я во всяком случае часто о нем думаю.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






